Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лица пожилого возраста - одна из социальных групп, которая в первую очередь попадает в область риска при изменениях в экономиче-ской и социально-политической сферах общества.
Наиболее характерными социальными рисками пожилых граждан являются: бедность и материальное неблагополучие; ухудшение здоровья и риск преждевременной смерти; риск социальной изолированности; утра-та родственных связей; деформация норм поведения; риск мошеннических действий в отношении этой группы.
Происходящие в государстве перемены требуют новых форм и спо-собов социальной адаптации. Все социальные слои и группы населения се-годня вовлечены в постоянный адаптивный процесс. Не являются исклю-чением и пожилые люди
Вопросы по проблемам адаптации пожилых людей разрабатывались различными исследователями, среди которых можно отметить следующих: А.Б. Кокин, А.Ю. Львова, А.Ю. Нагорнова, Н.Ф. Дементьева, Р.В. Золоев, С.М. Жучкова, С.Ю. Молчанов, Е.А. Усачёва и др.
Важным источником по данной проблеме являются и периодические издания, особенно журналы по тематике социальной работы с пожилыми людьми. Авторами, рассматривающими данную проблему, являются: З.Н. Хисматуллина, А.Н. Тычкин, Н.Ф. Басов, С.Б. Денисов,
Е.Н. Тужилкина, О.В. Ахалина и многие другие.
В трудах этих исследований данная тема раскрыта в несколько ином аспекте, а именно рассматриваются методологические проблемы пожилых людей, проблемы необходимости учёта психологических особенностей при работе с ними, рассматривается специфика социально-педагогической ра-боты с людьми пожилого возраста. Но существует необходимость выявле-ния проблем пожилых людей методом анкетирования, чтобы в дальней-шем с учётом его результатов совершенствовать существующие и разраба-тывать новые технологии работы с ними.
Все это свидетельствует об актуальности данного исследования, так как в современных условиях развития российского общества необходи-мость конструирования новых моделей социального обслуживания пожи-лых людей, разработки основных направлений модернизации этой дея-тельности получает все большее развитие.
Объектом изучения являются пожилые граждане.
Предмет исследования – технологии социального обслуживания по-жилых людей.
Цель работы: изучить технологии социального обслуживания пожи-лых людей как способ адаптации к новым социально-экономическим усло-виям.
Задачи:
- изучить концептуальные подходы к социальному обслуживанию;
- рассмотреть технологии социального обслуживания пожилых лю-дей как способ адаптации к новым социально-экономическим условиям;
- провести анкетирование с целью выявления уровня адаптированно-сти пожилых людей к новым социально-экономическим условиям;
- исследовать опыт работы Центра социального обслуживания Пор-ховского района по адаптации пожилых людей к новым социально-экономическим условиям.
Методы исследования использованные в работе:
1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследо-вания;
2) эмпирические: анкетирование, анализ документов
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Ра-бота состоит из введения, двух глав, каждая из которых логически разде-лена на два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Концептуальные подходы к социальному обслуживанию
Понятие «социальное обслуживание» имеет различные определения. Различия трактовок зависят от конкретных социально-исторических усло-вий, этапа становления системы социального обслуживания в каждой стране.
Так, в «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслу-живание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормаль-ного развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».
В Финляндии принят Закон о социальном обслуживании (1982 г.), под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспечен-ности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообще-ства».
С началом социально-экономических реформ в России в конце 80-х годов прошлого столетия система предоставления социальных услуг насе-лению претерпела серьезные изменения [2].
В советское время социальные услуги оказывались в системе соци-ального обеспечения в стационарных государственных учреждениях: до-мах престарелых, детских домах, интернатах для психоневрологических больных и т. д. По целям и своему содержанию они были направлены на оказание помощи тем категориям населения, которые не могли жить само-стоятельно, так как были не способны обслуживать себя, многие из них имели тяжелую степень инвалидности. Резкое увеличение в начале 90-х го-дов количества людей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, появление в социальной структуре общества новых групп: малообеспечен-ных, асоциальных, лиц без определенного места жительства, жертв до-машнего насилия и т. д. — привели государство и появившийся в ходе ре-форм институт местного самоуправления к переосмыслению роли соци-альных услуг в жизни человека и изменению всей системы их предоставле-ния. Ответом государства на объективную потребность населения в соци-альных услугах стало создание сети государственных и муниципальных учреждений, призванных оказывать специализированную социальную по-мощь, что позволило сформировать существующую в настоящий период систему социального обслуживания населения.
В основе создания данной системы лежат объективные факторы:
- потребность населения в защите от нестабильного социально-экономического положения;
- возрастание потребностей населения в социальных услугах;
- необходимость обеспечения социальной безопасности государства путем социального контроля за девиантным поведением отдельных групп населения;
- потребность в формировании и реализации модели социального партнерства государственных и общественных организаций;
- развитие социальной сплоченности общества и укрепление его со-циальной стабильности и т. д. [1]
Динамично развивающаяся обширная и разнообразная инфраструк-тура социального обслуживания в России превратилась в главное средство решения возникающих социальных проблем населения. Расширение видов и качества социальных услуг населению стало показателем происходящих социально- экономических преобразований в стране.
Как показывают исследования последних лет, деятельность входя-щих в систему социального обслуживания учреждений позволяет коррек-тировать социально-психологическое состояние людей, снижать уровень социальной напряженности, обеспечивать социальную безопасность, по-вышать уровень и качество жизни значительной части населения, прогно-зировать с учетом потребностей населения развитие социальных услуг и т. п.
С принятием Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Феде-рации» система социального обслуживания стала органичной частью со-временного социально-экономического развития российского государства.
С 2004 года в этой сфере начались новые организационные измене-ния. Так, проведена реформа по разграничению полномочий централизо-ванных функций по социальному обслуживанию населения на федераль-ный и региональный уровни государственной власти, что позволило осу-ществить перевод большинства муниципальных учреждений социального обслуживания в статус государственных учреждений.
Классификация видов социальных услуг, определение получателей услуг, установление государственных стандартов, а также общих принци-пов предоставления социального обслуживания полностью переходят к ведению исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации. В последние десять лет наряду с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания социальные услуги населению начали все более активно оказывать общественные не-коммерческие организации, которые формировались в основном на базе групп самопомощи и взаимопомощи. Однако доля оказываемых ими услуг крайне незначительна, на рынке услуг они неконкурентоспособны [12].
Таким образом, предоставление социальных услуг на сегодняшний день осуществляется практически монопольно на уровне государственных учреждений.
Принятие Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О вне-сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» позволяет внести серьезные коррективы в практику организации социальных услуг, создав их рынок и обеспечив свободу выбора услуг для населения.
Современная система социального обслуживания должна серьезно модернизироваться для работы в новых условиях: для этого необходимо пересмотреть существующие модели оказания социальных услуг, обеспе-чить инновационные подходы к работе социальных служб. Развитие си-стемы социальных услуг остро нуждается в научно обоснованных подхо-дах как к модернизации и оптимизации всей системы социального обслу-живания, так и к внедрению новых технологий, моделей социальных меха-низмов развития отрасли в соответствии с социально-экономическим раз-витием общества.
1.2. Технологии социального обслуживания пожилых людей как способ адаптации к новым социально-экономическим условиям
В Российской Федерации на региональном и муниципальном уров-нях реализуется новый подход к созданию сети учреждений, призванных удовлетворять потребности пожилых людей в социальных услугах.
Характерными чертами такого подхода, отвечающего требованиям гражданского общества, являются сочетание специализированной соци-альной помощи с оказанием комплекса множества дополнительных, в том числе социокультурных, досуговых услуг; развитие, наряду со стационар-ным, полустационарного и внестационарного обслуживания пожилых лю-дей и расширение сети соответствующих учреждений; соединение возмож-ностей специализированных учреждений с мощной социализирующей поддержкой со стороны семьи и общественных организаций.
Стационарные учреждения, благодаря однородности состава клиен-тов, сходству их потребностей и интересов, обеспечивают комфортную среду жизнедеятельности, благоприятную психологическую атмосферу, постоянный медицинский контроль и уход [3].
Это позволяет более эффективно решать проблему психологической и социокультурной адаптации пожилых людей к изменившимся условиям проживания. К государственным учреждениям социально-бытового об-служивания данного типа относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, хосписы (которые обычно организуются при больницах и предназначаются для проведения курса поддерживающего лечения тяжелобольных). Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей поступать в дома-интернаты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авдонина, Л. П. Проблема оказания медико-социальной и пси-холого-социальной помощи пожилым людям в Российской Федерации /Л. П. Авдонина, Е. А. Берецкая // Социальное развитие современного россий-ского общества: достижения, проблемы, перспективы.-2014.-№1.-С. 26-31.
2. Ахалина, О. В. К вопросу об особенностях деятельности со-временных реабилитационных центров в работе с пожилыми людьми / О. В. Ахалина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2014.-№13.-С. 56-59.
3. Басов, Н. Ф. Учёт психологических особенностей людей пожи-лого возраста в социальной работе / Н. Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.-2015.-№3.-С. 153-156.
4. Бондарева, Е. В. Анализ досуга пожилых людей / Е. В. Бонда-рева // Молодой ученый.-2014.-№6.-С. 149-150.
5. Дьяченко, Л. И. Пожилые люди – проблемы и перспективы /Л. И. Дьяченко // Альманах современной науки и образования.-2014.-№1.-С. 72-73.
6. 11.Елин, К. М. Основные пути развития сферы социального обеспечения людей пенсионного возраста в России / К. М. Елин // Мир со-временной науки.-2015.-№5.-С. 61-66.
7. Кокин, А. Б. Специфика социально-педагогической деятельно-сти с людьми пожилого возраста / А. Б. Кокин, А. Ю. Львова // Мир науки, культуры, образования.-2016.-№5.-С. 183-184.
8. Литвак, Р. А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р. А. Литвак, Т. А. Калугина // Вестник Челябинской государственной академии культу-ры и искусств.-2016.-№4.-С. 170-174.
9. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Доб-реньков, А. И. Кравченко – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 281 с.
10. Миннигалеева, Г. А. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания нестационарного и полустационарного типа / Г. А. Миннигалеева // Отече-ственный журнал социальной работы.-2015.-№2.-С. 155-162.
11. Овсянникова, Н. В. Современные технологии социальной рабо-ты с пожилыми людьми в рамках стратегии городского развития /Н. В. Овсянникова // Наука – промышленности и сервису.-2016.-№8.-С. 362-369.
12. Румянцева, Е. С. Социальная политика и специфика решения проблем активизации проблем пожилых людей в современном российском обществе /Е. С. Румянцева // Социально-экономические явления и процес-сы.-2015.-№3.-С. 291-195.
13. 22.Санжарова, Т. В. Социальное обеспечение пожилых людей, вышедших на пенсию / Т. В. Санжарова // Социальное и пенсионное пра-во.-2016.-№1.-С. 32-33.
14. Старчикова, М. В. Пожилые люди: социальное самочувствие /
М. В. Старчикова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество.-2015.-№2.-С. 221-226.
15. 26.Темиргалиева, Ю. Е. Научные подходы к социально-психологической адаптации пожилых людей / Ю. Е. Темиргалиева // Вест-ник Кыргызско-Российского славянского университета.-2015.-№11.-С. 64-68.
16. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебно-методическое пособие / А. Ю. Нагорнова – Ульяновск : УлГПУ, 2017. – 138 с.
17. Тычкин, А. Н. Система профессиональной помощи пожилым и стареющим людям / А. Н. Тычкин // Социальная политика и социология.-2016.-№2.-С. 87-198.
18. Черняк, Е. М. Пожилые люди как социально-демографическая общность / Е. М. Черняк // Современная социальная психология: теорети-ческие подходы и прикладные исследования.-2014.-№3.-С. 82-94.
19. Черняк, Е. М. Пожилой человек в семье / Е. М. Черняк // Вест-ник Мордовского университета.-2015.-№2.-С. 148-150.